Красиво пить не запретишь

Источник всего живого на земле, вода многие тысячелетия волновала воображение художников. Подобно тому, как подробно портретисты изучают человеческую мимику или руки, живописцы, увлеченные водной стихией, писали её в самых разнообразных состояниях, изображали её выразительным фоном, вспомогательным штрихом либо главным действующим лицом.

111149

 

Почти всегда вода тонко подчёркивала замысел художника, ёмко «вливаясь» в изобразительный сюжет. Вода – её состояние, цвет, настроение, предназначение – достойны отдельного исследования сквозь историю мирового искусства. Этим выпуском мы начинаем ежемесячную рубрику, посвящённую разностороннему «течению» воды сквозь полотна знаменитых мастеров живописи.

Картина, которая побывала на международном аукционе Philips de Pury (Лондон, Англия), принадлежит кисти крупного украинского живописца Александра Гнилицкого. Эстимейт работы «Кипятильник» в 2008 г. составил 15-20 тысяч фунтов. «Живопись – как блондинка, всегда мучается проблемой быть не только красивой, но и умной», – полагал Александр Гнилицкий.

Кто только и чем ни был обеспокоен во второй половине 1980-х – начале 1990-х! А вот готовые к экспериментам украинские художники собирались в компании, для того чтобы обмениваться опытом и писать первые страницы молодой истории украинского искусства. Часто, чтобы находиться в постоянном взаимодействии, они жили тоже вместе – делая искусство не только целью, но и способом жизни.

Для этого богема «оккупировала» пустые дома – заброшенные или подготовленные под снос. Такое хаотичное заселение в художественной терминологии называется «сквот». В 1990-том году группа художников, к которой принадлежал Александр Гнилицкий, заняла помещения на ул. Парижской Коммуны – ныне ул. Михайловской. Позднее, данная художественная волна получит соответствующее название – Парижская Коммуна.

Переезжали на месяц-два, а остались на несколько лет. В бело-зелёном пятиэтажном старинном доме в стиле «модерн» 1911 г. были высокие потолки – что позволяло живописцам-обитателям создавать полотна громоздких масштабов. Эта привычка сохранилась и далее – работа «Кипятильник», написанная почти 20-тью годами позднее, имеет 2 метра высоты и 1,4 метра ширины.

«Я [..] просто жил не днём, а ночью, работал, выходил гулять, часто на Михайловской площади, у этого огромного здания (МИД) – ночь, нет людей, выглядит как на полотнах Де Кирико», – вспоминал позднее этот период Александр Гнилицкий. Увы, художник ушёл из жизни после тяжёлого заболевания в 2009 г. Но и теперь есть счастье любоваться его экспрессивными полотнами, некоторые из которых есть эхо юношеских радостей совместного быта.