Заменит ли биотопливо бензин?
Есть такая отрасль электроэнергетики, которая называется биоэнергетикой. Никакого отношения к экстрасенсорике она не имеет, а основана на использовании биотоплива. Вот нем и пойдет речь, точнее, о его видах: из чего и где производится...
В Японии, например, в бензин уже начали добавлять... рис. Ну, не в зернах, конечно. Топливный коктейль предполагает добавление трех процентов этанола, получаемого из рисовой культуры, а также воды и дрожжей. Специалисты утверждают, что при производстве используются сорта риса, не пригодные для пищевой промышленности.
В Ноттингемском университете считают, что в качестве сырья для биотоплива вполне может сгодиться банановая кожура, и демонстрируют брикеты горючего, которыми можно топить печь: в этих брикетах она спрессована с опилками. Ученые подсчитали, что на каждую тонну плодов приходится десять тонн отходов, включая кожуру, листья и стебли. Они полагают, что особенно актуально банановое топливо для африканских стран – по вполне понятным причинам. Кстати, Новосибирские ученые тоже занимаются технологией получения биогорючего из бананов.
Компания Exxon Mobil, крупнейший топливный производитель, приняла решение профинансировать разработку технологии по получению биотоплива из генетически модифицированных водорослей. Проект рассчитан на шесть лет, стоимость его составляет 600 миллионов долларов, а поступление в продажу нового топлива ожидается через 10 лет.
В Бразилии действуют две опытно-промышленные установки по выпуску биодизеля: одна производит его из касторового масла (мощность – до 600 л продукции в день); другая – использует непосредственно касторовые плоды (5000 литров ежедневно). И уже строится несколько заводов для расширения технологических возможностей. Любопытно, что побочным продуктом производства является глицерин, а отжатые бобы используются в качестве удобрения, а при дополнительной обработке – идут на корм скоту.
В Испании биоэтанол делают из оливковых косточек, и это оказывается весьма экономично, поскольку позволяет за год перерабатывать более 4 миллионов тонн отходов пищевой промышленности, к тому же стоимость переработки и транспортировки сырья вполне приемлема.
В США ищут пути создания реактивного топлива из морской воды. В ходе проводимых экспериментов химики ВМС подвергают ее обработке ненасыщенными углеводородами, полагая, что в дальнейшем можно получить горючее на керосиновой основе. В настоящее время они подбирают подходящий катализатор. А Мэдисонском университете (штат Висконсин) разработана технология превращения фруктозы в 2,5-диметилфуран, дающий на 40% больше энергии, чем этанол. Однако, пока не проведены исследования о влиянии этого вещества на здоровье людей.
А это очень важный вопрос. Так, ряд специалистов, например, из Миннесоты, высказывает опасения, что биоэтанол, получаемый из кукурузы, не менее вреден, чем бензин и дизельное топливо. Кроме того, по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), для заправки биотопливом бензобака одного автомобиля (вместимостью порядка 50 литров) требуется около 200 килограмм кукурузы.
Наконец, с расширением угодий, выделяемых в США под выращивание сырья для биотоплива, потребление воды за последние три года увеличилось на 246 процентов, что в будущем может создать угрозу для запасов пресной воды. В качестве альтернативы кукурузе ученые предлагают использовать целлюлозный этанол, производимый из растений, не привередливых к почвенным условиям и выращиваемых без удобрений.
Мэр Москвы Юрий Лужков тоже подключился к «кукурузной дискуссии». Выступая в октябре прошлого года на конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов» он подтвердил ранее сделанное им предложение использовать в качестве биотоплива солому и обратил внимание на то, что в мире могут начаться конфликты из-за того, что применение кукурузы и других зерновых культур в качестве биотоплива приведет к увеличению количества голодающих.
Московский лидер возражает и против выращивания рапса в качестве сырья для биотоплива, аргументировав свою позицию следующим образом: «В Европе, испытывающей дефицит нефтересурсов, появилась тенденция к выращиванию культуры рапса для создания топлива. У нас ее подхватили. Я считаю это вредным для страны, которая экспортирует углеводороды».
Как бы там ни было, нельзя не признать тот факт, что биотопливо получает все более широкое распространение в мире. В докладе ФАО приводятся данные, согласно которым в 2008/2009 аграрном году для его производства использовано 104 миллиона тонн зерновых, т.е. около пяти процентов от объема мирового производства, что более чем на одну пятую выше показателей прошлого года.
Не секрет, что нефтяные запасы истощаются, а моторное топливо на основе нефтепродуктов загрязняет окружающую среду. Хочется верить, что альтернативные источники энергии не повредят ни человеку, ни природе.