Минприроды пытается оправдать свой закон-угрозу заповедникам
Вчера вечером Минприроды ответило на многочисленные обращения граждан о судьбе заповедников и распространило сообщение о том, что в соответствии с новыми поправками в закон об ООПТ в национальные парки будут переведены не более 7 заповедников.
Сайт ведомства приводит слова замминистра Минприроды Рината Гизатулина, что волноваться не о чем. «Из имеющихся в России 102 государственных природных заповедников, в число заповедников для преобразования в категорию национальный парк войдут лишь 6-7, их перевод в статус национальных парков объективно назрел много лет назад», - говорится в сообщении. Жаль только, что в законе этого не говорилось.
Из текста закона следует, что любой из 102 заповедников можно сделать нацпарком. Когда пишутся законы, они должны быть написаны так, чтобы потом не приходилось объяснять, что имелось в виду и что он не для всех случаев, а для нескольких (каких – тоже либо угадывать, либо спрашивать у авторов закона).
Безусловно, заявления Минприроды о том, что в нацпарки переведут не более 7 заповедников крайне радуют. Очень хотелось бы в это верить. Но вот вопрос – стоит ли?
Напомним недавнее заявление упомянутого заместителя министра: «Во многих заповедниках живут люди, находятся города, но из-за жестких законодательных рамок жители не имеют права даже построить дом. Мы просто приводим законодательные нормы в соответствие с реальным положением дел на конкретных территориях",— заявил "Ъ" господин Гизатулин».
В российских заповедниках есть много всего, но городов в них нет. Самый близкий случай – это заповедник «Столбы», да и тот находится не в городе, а рядом с ним (с Красноярском). То, что один притянутый случай якобы дает основания говорить о множестве, конечно, не внушает никакого доверия к политике Минприроды. Появляются все основания полагать, что ведомство с большим удовольствием отдаст заповедные земли под застройку.
Нет доверия и к институту экспертизы, на значение которого упирает Гизатуллин. В последнее время государственная экологическая экспертиза одобрила многие проекты, разрушающие ООПТ. Это и дорога к планируемой правительственной резиденции в заказнике «Большой Утриш» (заключение экспертизы отменено судом), и дорога через территорию Кавказского заповедника, Сочинского национального парка и Сочинского заказника к так называемой «метеостанции», а на самом деле - правительственной резиденции «Лунная поляна» (по заявлению Гринпис рассматривается в органах прокуратуры), и линия метро через природно-исторический парк «Битцевский лес» (также оспаривается в суде). Поэтому надеяться на экологическую экспертизу, увы, нельзя.
Гринпис России настаивает на том, что сохранение российских заповедников должно обеспечиваться законами, а не обещаниями чиновника. Ждем реального результата и не успокаиваемся!
Какие заповедники находятся под ударом?
В 2010-2012 годах несколько заповедников и нацпарков объединены в единые дирекции. Это биосферный заповедник «Баргузинский» и национальный парк «Забайкальский» в Бурятии, заповедник «Байкало-Ленский» и национальный парк «Прибайкальский» в Иркутской области (кстати, все они входят в границы объекта всемирного наследия «Озеро Байкал»), заповедник «Кедровая падь» и национальный парк «Земля леопарда». Напрашивается вывод, что это сделано для того, чтобы после принятия поправок в закон преобразовать эти заповедники в парки (благо, соответствующее учреждение уже есть).
Вполне предсказуемо преобразование в нацпарки Северо-Осетинского заповедника в Республике Северная Осетия и Кабардино-Балкарского заповедника в Кабардино-Балкарской республике (рядом с ними также расположены нацпарки- имеются планы строительства на территории этих заповедников крупных горнолыжных курортов.
Не исключено, что есть желающие сделать нацпарком и Алтайский заповедник (также объект всемирного наследия).
Об «истерии»
«Пророчества грядущего разрушения сети ООПТ не прекращаются десятилетие, тем не менее, все это время происходит развитие системы – создаются новые заповедники и национальные парки, реализуются амбициозные проекты по сохранению биоразнообразия, специалистами ООПТ проводятся научные исследования, имеющие мировое значение, развивается эколого-просветительская деятельность, осуществляется международное сотрудничество в сфере ООПТ и многое другое», - заявляет замминистра. Гринпис России считает своей обязанностью заявлять и предупреждать о нарушениях (в том числе потенциальных) природоохранного законодательства и права человека на благоприятную окружающую среду. Минприроды считает это «истерией». Мол, разрушения нет, создаются новые заповедники, ведется эколого-просветительская деятельность. При этом Систематически не выполняются предусмотренные Правительством планы развития федеральной сети ООПТ. Согласно Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года к 2013 году должны были быть созданы 3 государственных природных заповедника, 7 национальных парков, 3 федеральных заказника. Кроме того, должны были быть расширены территории 10 заповедников и 1 национального парка.
Из этого амбициозного плана не создано ни одного заповедника, созданы только четыре национальных парка - «Берингия», «Земля леопарда», «Онежское поморье» и «Шантарские острова», два федеральных заказника, расширена территория одного заповедника. При этом ценность некоторых территорий находится под угрозой из-за нерасторопности чиновников. Например, территория «Ладожских шхер» давно должна была быть признана нацпарком, но этого не происходит. И если в самое ближайшее время он не будет создан, природные комплексы, ради сохранения которых он планируется, могут быть полностью разрушены.
Получается, что Минприроды декларирует в официальных документах создание новых заповедников, а на деле не создает их, а наоборот, планирует ликвидировать, переведя в нацпарк (по словам замминистра – не более семи штук, по закону – хоть все). И называет наше беспокойство «истерией».
Что же, если «истерия» заставляет так оперативно реагировать чиновников, поистерим еще чуть-чуть.
История заповедного дела России последних лет.
Зато гораздо успешнее, чем развитие сети ООПТ, продвигается другое основное направление Концепции – вовлечение федеральных ООПТ в различные виды хозяйственной и рекреационной деятельности.
Так, в Приокско-Террасном биосферном заповеднике на фоне продолжающихся скандалов с руководством в 2013 году произошло небывалое количество случаев гибели зубров и бизонов в Зубровом питомнике. Массовую гибель животных признают даже в Минприроды России.
Минприроды же в последние годы принято немало решений о вовлечении федеральных ООПТ в интенсивную хозяйственную деятельность.
В 2013 году Минприроды продолжало настаивать на законности вывода из национального парка «Югыд ва» месторождения «Чудное». Только в 2013 года Верховный суд РФ по заявлению Гринпис признал недействующим это положение. Однако, Минприроды разработано новое положение, также исключающее месторождение «Чудное» из парка. Кроме того, Минприроды планирует исключить 48000 га национального парка из границ территории объекта всемирного природного наследия «Девственные леса Коми».
Минприроды также готовит изменения границ объекта всемирного природного наследия «Западный Кавказ», чтобы исключить из него территорию плато Лагонаки, где планируется строительство крупного горнолыжного курорта вопреки мнению ученых Кавказского заповедника и экспертов Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и МСОП, однозначно высказавшихся против строительства на этой территории.
В 2013 году через территорию Кавказского биосферного заповедника и Сочинского федерального заказника и началось строительство дороги, которая ведет к некоему весьма интересному объекту, который называется в разных официальных документах, то «научный центр биосфера», то метеостанция «Фишт», а на самом деле - является президентским горнолыжным комплексом «Лунная поляна». Хотя никакой метеостанции еще нет и в помине, дорога уже строится.
В июле 2012 года Минприроды изменило Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы». Теперь в его морской акватории разрешена добыча морского ежа и приморского гребешка.
В 2009 году Минприроды изменило положение о федеральном заказнике «Ненецкий», разрешив на его территории разведку и добычу полезных ископаемых. Кстати, лицензией на разработку месторождения «Коровинское», которое расположено на территории заказника владеют дочерние компании группы «АЛЛТЕК», один из основателей которого является Владимир Микулик, который вместе с г-ном Гизатулиным входит в правление фонда «Зеленое будущее», прославившегося размещенным на сайте лозунгом «все сюда – здесь заповедник».
Минприроды продолжает политику назначения на посты руководителей заповедников и национальных парков «эффективных менеджеров», способных только выполнять указания руководства.
Наиболее скандальный случай произошел в Астраханском биосферном заповеднике, где Минприроды попыталось заменить на посту директора Заслуженного эколога РФ, одного из лучших руководителей федеральных ООПТ России Н.А.Литвинову на местного фермера с уголовным прошлым. Только благодаря массовой кампании протеста, это решение не прошло.
В самом конце прошлого года сотрудники заповедника «Кологривский лес» восстали против своего директора. 28 декабря в Кологриве прошел пикет против произвола директора.
Заместитель директора национального парка «Сайлюгемский» в Республике Алтай задержан за сопровождение иностранных охотников, незаконно находящихся с оружием на территории заказника «Шавлиньский».
Так что, очень хочется верить обещаниям Минприроды, только факты упрямая вещь. Мы просим всех неравнодушных к судьбе заповедников продолжать добиваться утверждения закрытого списка заповедников, которые могут быть преобразованы в нацпарки.