Названы семь смертных грешников глобального потепления
Деймон Мэтьюз из Конкордийского университета (Канада) и его коллеги основывают свои расчёты на том, сколько «живут» в атмосфере температурные изменения, вызываемые тем или иным типом загрязнителей. Главный из них — CO2, основными источниками которого служат сжигание ископаемого топлива и изменения в землепользовании — скажем, вырубка леса. Учёные не забыли также про метан, оксид азота и сульфатные аэрозоли. Всё это несёт ответственность за 0,7 °C из 0,74 °C, на которые нагрелся мир с 1906 по 2005 год.
США оказались явным лидером: на их долю приходится 0,15 °C (из 0,7), то есть 22%. Показатели других стран таковы: Китай — 9%, Россия — 8%, Бразилия и Индия — по 7%, Германия и Великобритания — по 5%. «Высокий рейтинг не самых развитых стран может показаться сюрпризом, — отмечает г-н Мэтьюз. — Однако дело ведь не только в промышленных выбросах, но и в вырубке леса».
Для вящей наглядности подготовлена приводимая здесь карта (полностью — тут), на которой страны растянуты или уменьшены в зависимости от их вклада в потепление. Западная Европа, США, Япония и Индия распухли до неузнаваемости, Россия, Китай и Бразилия остались более или менее в своих размерах; Канада, Австралия и бóльшая часть Африки стали худыми, как щепка. С этой точки зрения вклад России, Бразилии и Китая в изменение климата нельзя назвать из ряда вон выходящим, он пропорционален занимаемой этими странами территории.
Если же исходить из расчёта на душу населения, что, пожалуй, более справедливо, то картина будет иной. Семь первых мест займут самые богатые страны мира, тогда как Китай и Индия опустятся на 19-е и 20-е места соответственно.
Как бы там ни было, наверху всегда будут одни и те же государства, но далеко не все считают, что это автоматически делает их ответственными за потепление. «Справедливо ли наказывать Великобританию за то, что она сделала в 1850 году?» — спрашивает, например, Глен Питерс из Центра международных исследований климата и окружающей среды (Норвегия).
Грязный уголь — вот и всё, чем обладала экономика в середине XIX века, тогда как сегодня даже сравнительно бедные страны имеют доступ к экологически чистым технологиям вроде солнечной энергии, о которых в эпоху промышленной революции можно было только мечтать, подчёркивает Михел ден Элзен из Агентства по оценке воздействия на окружающую среду (Нидерланды).