105 лет под землей
Московской городской канализации - 105 лет. Это больше, чем афинской, но меньше, чем Парижской. В начале прошлого века московские подземные коммуникации были образцом для подражания. В российскую столицу приезжали учиться строительные сантехники из Лондона и Рима.
Еще в проекте российские строители заложили для столицы такие канализационные объемы, что европейские коллеги хватались за сердце. "Это невозможно и глупо!" - вскричал как-то даже один из немецких канализационных инженеров-экскурсантов Густав Гюнтер. "Поговорим через сто лет", - ответил ему тогдашний главный архитектор столицы. Сегодня можно говорить - каждый отдельно взятый российский гражданин производит своих "личных отходов" больше на 20 кг в год, чем средний европеец.
В Москве в канализацию можно войти через 270 351 дверь. Двери находятся в асфальте и называются люками. На главных магистралях столицы - люки двойные. Вторая крышка закрыта на замок и опломбирована. Коренные москвичи рассказывают, что еще двадцать лет назад можно было легко увидеть, как ночью сотрудники спецслужб проверяли пломбы на канализационных люках. Ну а о том, какие и куда ходы были проделаны через центральную часть московской канализации, и вовсе сложены легенды.
В начале прошлого века москоские подземные коммуникации были образцом для подражания
Фактическая же сторона дела такова. Московская канализация построена по сплавному принципу - все течет вниз. Так что основная нагрузка приходится на юго-восток столицы. Впрочем, Москва - достаточно плоский город, поэтому иногда ставят насосные станции. Они закачивают отходы на новую высоту, а те с размаху снова катятся вниз. Максимальная глубина заложения канализационных сетей в российской столице - 50 метров. По ним протекают в сутки 76 миллионов кубометров вод. По объему это две Москвы-реки.
Престиж труда ассенизатора
За смену рабочие любого столичного канализационного участка намывают около полукилограмма драгоценных металлов и монет. Больше всего золота нашли в 1972 году под Арбатом - это были россыпи старинных монет царских времен. Однако до 60-х годов в столичной канализации не применялись. А с установкой в 60-х калоочистительных машин на несколько лет ассенизаторская работа - да и вообще любая должность в столичной канализации - сделалась престижной. Не зарплатой, а возможными сюрпризами, конечно.
Московская канализационная система - самая длинная и запутанная в Европе
Однако, за исключением калоочистителей за сто лет столичная канализация не претерпела никаких существенных изменений. Мощные насосы, так впечатлившие немца Гюнтера, по сей день исправно качают оборотную сторону столичной жизни. Внутренние мостки сооружены из еще дореволюционной древесины. А канализационные стоки в новых районах прилаживаются к центральной жизнеобеспечивающей системе.
При этом московская канализация считается одной из лучших в мире. А жалоб и нареканий, по свидетельствам службы доверия московской мэрии, канализация вызывает меньше, чем любая другая коммунальная служба города. И это при том, что канализация никак отдельно не оплачивается. Лишь входит незаметной строкой в оплату коммунальных услуг гражданами.
Первый и последний раз за московскую канализацию чиновники взялись в канун столетия, в марте 1998 года. Тогда правительство Москвы приняло Генеральные схемы водоснабжения и канализации столицы до 2010 г., которые были разработаны НИиПИ Генплана г. Москвы совместно с институтами "Мосинжпроект", "Мосводоканал-НИИпроект" и МГП "Мосводоканал". В докладе говорилось, что в последнюю четверть века развитие московского водопроводно-канализационного хозяйства базировалось на Генплане города, принятом в 1971 г., и на Генеральной схеме московской канализации, разработанной в 1972 г.
В 98-м была поставлена задача - как при работе канализации научиться беречь воду и заставить москвичей не забывать закрывать краны. Результат был противоположный. В 95-м среднегодовой прирост водопотребления в Москве составил до 3% в год вместо планируемых 1,5%.
Сердце канализации
Сердце Московской канализации -- Производственное управление насосных станций - воистину уникально. ПУНС, как его называют свои, состоит из 112 насосных станций и 587 километров напорных трубопроводов различного диаметра. Это самая длинная и запутанная канализация в Европе.
Кроме того, на базе ПУНСа открыт единственный в мире музей воды. Правда, попасть туда невозможно. Из-за низкой зарплаты и отсутствия финансирования служители музей не могут поддерживать выставку в рабочем состоянии. Так что историю московской канализации время от времени видят лишь чиновники, празднующие ту или иную годовщину той или иной московской коммунальной услуги: день водопровода, день канализации, день отопления..