Израиль сражается за пресную воду

Израиль направил в Копенгаген делегацию, в составе которой чиновники министерств экологии, иностранных дел и национальной инфраструктуры, парламентарии и представители местных органов власти, эксперты-экологи и предприниматели.

Возглавляет делегацию министр экологии Гилад Ардан. В среду к ней присоединяется и президент Израиля Шимон Перес.

Накануне открытия конференции Ардан выступил с инициативой к 2030 году сократить на 37% выбросы парниковых газов. Для этого, убежден министр, необходимо, чтобы 25% энергетических потребностей Израиля обеспечивали экологически чистые источники энергии.

В то же время в стране отдают себе отчет, что доля Израиля в глобальной картине климатических перемен весьма незначительна, в то время как их последствия могут оказаться катастрофическими.

Большую часть территории Израиля составляет пустыня, которая в случае изменения климата перейдет в наступление на плодородные земли. Но самым ценным природным ресурсом для страны является вода.

Население постоянно растет, а последние годы выдались для Израиля засушливыми – количество осадков было существенно ниже нормы.

Галилейский барометр

Барометром, определяющим ситуацию в водном хозяйстве, является главный резервуар пресной воды в стране - озеро Кинерет, оно же Тивериадское или Генисаретское озеро, оно же Галилейское море. Водоем обеспечивает 30% потребности Израиля в пресной воде. Уровень воды в озере колеблется, и если он опустится ниже -215 метров, в Кинерет могут проникнуть подземные воды, что приведет к засолению озера и станет для Израиля экологической катастрофой.

Повышение цен на воду - неизбежная мера. Пострадают те, кто привык бездумно поливать лужайки перед виллами и купаться в джакузи. Нужно действовать еще более жестко, но политики, которые никогда не забывают о следующих выборах, просто боятся решительных мер

Итай Фишхендлер,

Еврейский университет в Иерусалиме

Поэтому израильтяне привыкли относиться к Кинерету как к живому существу, чутко прислушиваясь к его "дыханию". Даже незначительное изменение уровня воды немедленно попадает на первые полосы газет, а рекламная кампания, призывающая экономить воду, проходила под лозунгом: "Остановим воду, спасем Кинерет".

Но социальной рекламы оказалось недостаточно. Как всегда, наиболее эффективным оказалось воздействие не на умы, а на кошельки граждан. Летом 2009 года в стране был введен так называемый налог на засуху. За каждый кубометр, израсходованный сверх квоты, израильская семья теперь платит 20 шекелей (более 5 долларов).

Дафна, жительница Явне, городка в получасе езды от Тель-Авива, в ужасе смотрит на свой счет: "Это ни в какие ворота не лезет. За два месяца 420 шекелей!" Но о том, чтобы не платить, речи не идет: "А куда я денусь? Что мне теперь, не готовить? Детей не купать?"

Право на воду

Тем не менее драконовская мера достигла результата: потребление воды в стране значительно сократилось. Однако в условиях экономического кризиса такое решение оказалось палкой о двух концах – вода становится предметом роскоши. Медики сообщают о резком ухудшении санитарного состояния тех, кто находится ниже черты бедности. Чтобы сэкономить, бедняки просто перестают мыться.

Как только синоптики выяснили, что нынешняя зима будет дождливой, в кнессете заговорили о необходимости отменить налог. Разумеется, министерство финансов выступило против новой инициативы - казна могла недосчитаться миллиардов шекелей.

Галилейское море - главный источник пресной воды Израиля

В результате долгих переговоров было принято "компромиссное" решение: налог на засуху будет заморожен до апреля 2010 года, зато цены на воду вырастут на целых 40%. Израиль войдет в тройку стран с наиболее высокими в мире тарифами на воду – 2 доллара за кубометр.

Депутат парламента Дов Ханин, глава социально-экологического лобби, убежден в том, что это грубое нарушение прав человека: "Подорожание нанесет удар по самым широким слоям населения. Оно угрожает праву на воду - фундаментальному праву каждого гражданина. Многие не смогут оплачивать счета и им просто перекроют кран. А ведь вода – предмет первой необходимости".

Но доктор Итай Фишхендлер из Еврейского университета в Иерусалиме, один из ведущих экспертов в Израиле по вопросам водного хозяйства, убежден, что управление водных ресурсов поступает правильно.

"Повышение цен на воду - неизбежная мера, - поясняет он. - Пострадают те, кто привык бездумно поливать лужайки перед виллами и купаться в джакузи. Нужно действовать еще более жестко, но политики, которые никогда не забывают о следующих выборах, просто боятся решительных мер".

Как пить из моря

Решить проблему дефицита воды призваны опреснительные установки. Разговоры о том, Израилю придется "производить" пресную воду, велись долгие годы, однако все упиралось в деньги: кубометр опресненной воды обходился в несколько раз дороже, чем кубометр обычной.

Дело сдвинулось с мертвой точки, лишь когда были разработаны технологии, резко снизившие стоимость опреснения. В 2005 году начала работу опреснительная установка в Ашкелоне, строительство которой обошлось в 250 миллионов долларов. Производственная мощность установки – 100 млн кубометров год, а себестоимость кубометра – всего полдоллара.

Одним из вариантов решения проблемы - считается опреснение морской воды

В ближайшее время начнет работу еще одна подобная установка – в Хадере между Тель-Авивом и Хайфой.

Согласно разработанной правительством Израиля программе, вскоре в стране будет опресняться более чем 300 млн кубометров морской воды в год. Это на четверть обеспечит потребность Израиля в питьевой воде.

Кстати, по словам представителей управления водных ресурсов, именно необходимость финансировать строительство опреснительных установок - главная причина повышения тарифов на воду.

Впрочем, как напомнил Итай Фишхендлер, опреснение требует значительных затрат электроэнергии, что приводит к увеличению выброса парниковых газов: "Это бездумная трата средств. Нельзя забывать, что, помимо экономической, за опреснение приходится платить и экологическую цену".

Бомбардировки в ответ на перенос рек

Другие способы экономии были известны на Ближнем Востоке еще несколько тысячелетий назад. Так, в Ришон ле-Ционе к югу от Тель-Авива уже несколько лет действует система сбора дождевой воды. Пока воду используют лишь для орошения парков, однако в дальнейшем ее планируется очищать и использовать для питья.

В начале нынешнего десятилетия Израиль вел переговоры с Турцией о поставках пресной воды. Рассматривалось два возможных варианта – доставка воды танкерами или прокладка по дну Средиземного моря трубопровода. Однако эти переговоры успехом не увенчались, не в последнюю очередь из-за высокой стоимости вопроса.

Но спрос растет гораздо быстрее предложения. Если в 2003 году в Израиле было израсходовано 1930 млн кубометров воды, то к 2015 году этот показатель увеличится до 2500 млн.

Вода для Израиля - важнейший стратегический ресурс. В 1964 году Сирия и Ливан попытались перенести русла рек, питающих Кинерет, чтобы лишить озеро воды. Израиль ответил бомбардировками и добился прекращения работ.

Вода сохраняет политическое значение и в наши дни. Сейчас Дамаск настаивает на том, чтобы в результате мирных переговоров с Израилем Сирия получила выход к Тивериадскому озеру. Таким образом, эта страна получит право на половину водоема. Излишне говорить, что Израиль считает это требование абсолютно неприемлемым.