Состояние водных ресурсов Донецкого региона

В богатом на полезные ископаемые Донецком регионе есть один популярный ресурс, считающийся дефицитным. Это вода, которую область экспортирует из транзитной реки Северский Донец. При этом на территории Донбасса берут свое начало и протекают малые реки. Они несут в себе драгоценную воду, но люди относятся к ним с пренебрежением и, в конечном итоге, уничтожают их.
Водные ресурсы Донецкой области
Всего по Донецкой области протекает 110 речек. Около половины из них имеют протяженность русла более 25 км. И, хотя некоторые реки в засушливые периоды склонны к пересыханию, стабильное водоснабжение поддерживается за счет 20 водохранилищ. Кроме этого, на территории Донетчины сооружены более 1 тыс. прудов с общей площадью водного зеркала около 8 тыс. га.
«Хоть и говорят, что у нас воды очень мало, Донецкая область богата поверхностными и подземными водами. Только вблизи Донецка, в Ясиноватском районе, берут начало 3 больших реки - отмечает председатель донецкой экологической общественной организации «К чистым истокам» Владимир Журавлев.
- Волчья,
- Кривой Торец, которая потом впадает в Северский Донец,
- Кальмиус.
По его мнению, Донецкая область богата своей водой, только люди не хотят или не умеют ее рационально использовать. Например, за последние годы регион полностью лишился водоемов, вода которых была бы пригодна для купания. Еще 3 года назад санитарно-эпидемиологическая станция пригодными для купания людей определила 40 водоемов, однако спустя год таких оставалось 15, а сейчас все они загрязнены и закрыты.
О качестве питьевой воды и вовсе говорить не приходится. По словам экспертов, донетчане уже давно пьют не воду, а «коктейль», состоящий из самых разнообразных примесей, большинство которых влияют на здоровье человека не лучшим образом. В итоге получается, что несмотря на достаточное количество водоемов в регионе, большая их часть просто «простаивает», не будучи востребованными ни среди купальщиков, ни среди тех, кто нуждается в питьевой воде.
Главные загрязнителями воды промышленные предприятия Донбасса
Одним из определяющих факторов, влияющих на чистоту воды в поверхностных водоемах Донетчины, является количество и качество сбрасываемых в них сточных вод. Поэтому, главными загрязнителями воды, как и в ситуации с воздухом Донбасса, являются ее наибольшие потребители - промышленные предприятия региона.
Ежегодно одни только шахты сбрасывают около 500 млн кубометров загрязненных высокоминерализованных шахтнорудниковых вод, с которыми в малые реки Донбасса поступает около 1,5 млн тонн различных солей. Кроме угольщиков, свежую воду активно используют металлурги и энергетики, предприятия коммунального и сельского хозяйства. От них в реки Донецкой области эта вода возвращается, имея в своем составе азот аммонийный и нитратный, фенолы и формальдегиды, нефтепродукты и сульфаты, и многое другое. Концентрация этих соединений в сточных водах обычно колеблется от 5 до 15 мг/л, что в сотни раз превышает допустимые показатели.
Особенно остро участие промышленных предприятий в загрязнении рек ощущается в кризисные периоды, когда доходы промышленников падают. И хотя в это время снижаются объемы промышленного производства и, соответственно, потребления чистой воды, экологии региона наносится подлый удар «ниже пояса»: именно на этой сфере предприятия и начинают экономить еще в первую очередь. Так повелось еще с советских времен, когда экологическая безопасность была первым фактором, на котором производства экономили в «черные дни». Сегодня история повторяется: при малейших трудностях заводы и шахты хоть и забирают и впоследствии сбрасывают меньшие объемы воды, но полностью перестают следить за качеством ее очистки.
Общий объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы Донецкой области, в кризисном 2009-ом году по сравнению с 2008-ым снизился на 20,2% и составил 1 млрд 232 млн кубометров. В то же время сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод за год уменьшился лишь на 83,9% и, по официальным данным, составил более 530 млн кубометров. По данным областного управления статистики, в 2008 году вместе со сточными водами в поверхностные водоемы региона было сброшено 357 тыс. тонн сульфатов, 165 тыс. тонн хлоридов, 11 тыс. тонн нитратов, 84 тыс. тонн нефтепродуктов. И это, как говорится, далеко не полный перечень веществ, убивающих наши реки.
Центральная водная артерия Донецкого региона
Главной рекой Донецкой области, бесспорно, является Северский Донец: по каналу «Северский Донец - Донбасс» питьевая вода поступает большинству жителей региона. Эта же река обеспечивает свежей водой коммунальные и промышленные объекты. Поэтому и заботятся о ней соответствующе. Северско-Донецкое бассейновое управление со штаб-квартирой в Славянске по мере сил контролирует качество вод в трех украинских областях, непосредственно связанных с рекой: Харьковской, Луганской и Донецкой. Более того, Северский Донец стал одним из приоритетов международного украино-российского приграничного объединения еврорегион «Донбасс». Все это в значительной степени обезопасило реку, питающую Донецкую область.
Совсем иначе обстоят дела с реками, не входящими в бассейн Северского Донца. Несмотря на их масштабы и значимость, как утверждают экологи, все они практически лишены внимания государственных контролирующих органов.
«Если Северским Донцом и его притоками бассейновое управление еще занимается, то Кальмиусом, фактически, не занимается никто. А территория Кальмиуса - это почти 60% территории Донецкой области. И если мы очистим бассейн реки Кальмиус, то очистим более 50% территории области», - утверждает Владимир Журавлев.
Кальмиус от истока до устья находится на территории Донецкой области, протекая через Ясиноватский, Старобешевский, Тельмановский и Новоазовский районы, после чего в Мариуполе впадает в Азовское море. Длина реки - 209 км, а площадь водного бассейна 5070 кв. км. При этом, по словам эколога, на сегодня реку питают лишь 2 серьезных «рукава». Один из них берет начало от истока в с. Минеральное Ясиноватского района, а второй находится в Тельмановском районе области. Другие притоки существенно замусорены и высушены.
Подобная ситуация сложилась и с родниками, питающими реку. Раньше от истока Кальмиуса до Донецка реку подпитывало 49 родников, а сейчас их осталось только 3. Все остальные перегорожены, заилены или вовсе засыпаны промышленными отходами шахты им. Засядько, строительным мусором и бытовыми отходами.
«Кальмиус нельзя считать экологически безопасной рекой. Он очень загрязнен. В реку поступают сточные воды промышленных предприятий и ливневые стоки. Малые реки, которые являются основными притоками реки, также загрязнены. Есть, конечно, у нас местами и чистая вода, но в пределах города Донецка Кальмиус грязный. Когда река выходит за пределы города Донецка - до Мариуполя она более-менее чистая: концентрация загрязнения не такая высокая, и Кальмиус самоочищается», - поясняет старший уполномоченный донецкой областной общественной организации «Мобильная служба экологической безопасности» Людмила Горбатенкова.
Масла в огонь, а точнее, мусора в воду добавляет и коммунальное хозяйство Донецка. Функционирующая сегодня ливневая канализация представляет собой остатки еще советских коммуникаций, чьи очистные сооружения уже давно не справляются с возложенными на них обязательствами. Сейчас городские власти Донецка постепенно реконструируют ливнестоки, но такие работы ведутся лишь в центральной части города. А до очищения всей дождевой воды, смывающей мусор и отходы с улиц областного центра в Кальмиус и городские пруды, еще очень далеко.
Вода будущего
Несколько лет назад Нижнекальмиусское водохранилище, расположенное в городской черте Донецка, пытались почистить. Но эти работы носили локальный характер и, по мнению экологов, были обречены на неудачу. Ведь трудно сделать чистой воду в запруде, когда выше по течению в нее сбрасывает свои отходы шахта.
При таком разнообразии и большом количестве вредителей Кальмиуса, решение экологической проблемы реки возможно только при комплексном подходе. В текущем году в Донецкой области запланировано создание Совета по суб-бассейну реки Кальмиус. Он объединит представителей негосударственных экологических организаций, тяжелой промышленности региона и местных органов власти - всех тех, кто заинтересован в чистых реках и свежей воде.
Только такой подход может вернуть региону действительно чистую и безопасную воду. Однако экологи подчеркивают, что это дело не одного года - вначале нужно будет собрать различные экологические данные, проанализировать ситуацию и отыскать эффективные методы защиты центральной водной артерии Донетчины. Лишь потом специалисты смогут предложить донетчанам воду, о которой уже давно мечтают. Другой альтернативы ни у Кальмиуса, ни у всей Донецкой области в целом, по-видимому, нет. Однако и эта альтернатива неплоха: если в результате регион вместо «мертвой» воды действительно получит «живую», подождать все-таки стоит.